|
|
||||||||||||||||
Зона завтрашнего дняСтатья Даниила Соловьева. Опубликована в журнале «Деловой квартал» №24 от 27.07.2005 Wi-Fi завоевывает мир. Сотрудники российского подразделения Intel даже на Северном полюсе умудрились поставить точку беспроводного доступа в Интернет, что уж говорить о многочисленных офисах, кафе и гостиницах, которые давно покорились хот-спотам. Екатеринбург, похоже, пошел своим путем. У нас «беспроводная революция» откладывается до тех пор, пока бизнес не выяснит — действительно ли она нужна. В начале 2005 г. только в Западной Европе точек беспроводного доступа насчитывалось более 25 тыс., а к 2008 г., по прогнозам международной исследовательской компании IDC, их количество должно вырасти до 110 тыс. Пользоваться точками могут не только владельцы ноутбуков — модули Wi-Fi завершают завоевание карманных компьютеров. На очереди сотовые телефоны — некоторые модели уже сейчас имеют такую опцию. И это не предел — Wi-Fi встраивают и в бортовые автомобильные компьютеры, и в горные велосипеды или доски для серфинга. На Среднем Урале беспроводной Интернет по достоинству оценили пока только домашние пользователи. Кофе и Интернет У простого, неискушенного потребителя Wi-Fi в первую очередь ассоциируется с хот-спотами в точках общественного питания. Для обычного пользователя ноутбука это единственная возможность приобщиться к мировой моде на беспроводную связь. Интернет во всем мире становится практически обязательным атрибутом кафе и ресторанов. В Екатеринбурге таких мест пока немного. О планах строительства хот-спотов заявили NETPROVODOV.RU и «Голден Телеком». Но у обеих компаний дело движется медленнее, чем хотелось бы. Мы уступаем и Самаре (у лидирующей самарской компании 12 точек). Хотя по уровню продаж ноутбуков Екатеринбург занимает одно из первых мест в стране — потенциальные пользователи есть. Интерес со стороны кафе и ресторанов тоже присутствует — это подтверждают сами провайдеры. Сказать точно, что мешает развитию публичного Wi-Fi в «третьей столице», сложно. Провайдеры ссылаются на технические проблемы. Однако, уверены эксперты, проблема не столько в технике, сколько в отсутствии внятной бизнес-модели публичных хот-спотов. Как именно зарабатывать на этом деньги, местные компании еще не разобрались. Возможных моделей только две, и обе активно используются во всем мире: коммерческая и бесплатная. В первом случае потребитель платит за услугу, а во втором за него это делает кто-то другой — провайдер, кафе или спонсор. В мире 90% хот-спотов коммерческие. То есть для провайдеров это вполне серьезный бизнес. В России платных услуг пока меньше, а вот бесплатные развиваются быстрее, как, например, начинание компании «Яндекс». Ее проект «Яндекс Wi-Fi» оказался одним из наиболее удачных в хот-спотостроении: Интернет для пользователя бесплатен, все расходы несет заведение, получая за это рекламную поддержку от ведущего российского поисковика Сети. Наши операторы эти модели совмещают — «Голден Телеком» в имиджевых целях держит бесплатными две зоны беспроводного Интернета и берет деньги за пользование хот-спотами в «Транс-отеле». NETPROVODOV.RU предоставляет услугу платно в нескольких кафе, а бесплатно — в ресторане «Тинькофф». Пивное заведение взяло расходы по оплате трафика посетителей на себя. Дополнительный фактор, сдерживающий развитие беспроводных услуг, — низкий уровень автоматизации общепита. У нас не востребованы системы приема заказа с использованием КПК, т.е. официанты должны иметь возможность передавать данные через Wi-Fi на кассу и повару, не отходя от клиента. Если в заведении есть Wi-Fi или такая система, то поставить вторую несложно. Гостеприимство без проводов Одним из самых активных направлений развития технологий беспроводного доступа стало гостиничное хозяйство. Ведь именно путешествующие, командированные и участники бизнес-форумов больше всего нуждаются в Сети и готовы за это платить. Беспроводной Интернет становится необходимым атрибутом каждого уважающего себя отеля. На Урале Wi-Fi в гостиницах приживается медленно. Даже там, где сейчас идет реконструкция, предпочитают протягивать в каждый номер кабель, а не пользоваться точками беспроводного доступа. Однако те гостиницы, что все-таки поставили хот-споты, на жизнь не жалуются. Специалисты компании HOIST (шведский поставщик систем управления гостиницами, в том числе решений по беспроводному доступу) подсчитали, что в отеле на 100 номеров с заполняемостью 60% при условии, что услугой пользуется только 6% постояльцев, хот-споты будут приносить в месяц более $400 прибыли. Гостиницы, как и прочие владельцы хот-спотов, пока не рассчитывают на доходы от рекламы на стартовой странице, которая загружается при входе пользователя в Интернет. Хотя спрос на такую рекламу уже есть. Например, поставщики ноутбуков интересуются рекламой в общепитовских беспроводных зонах. Технология вызывает живейший интерес у гостей отеля. Клиенты обходят с ноутбуком все здание, отслеживая «мертвые» зоны, а потом передают администратору самостоятельно нарисованную схему с участками, где доступ «теряется».Эксперты отмечают, что наши отели, даже те, что уже внедрили Wi-Fi, подходят к технологии слишком узко. Например, после того как человек выехал из номера, комнату осматривает менеджер и на экране своего КПК отмечает, что надо в ней сделать. Информация через беспроводную сеть сразу уходит в систему управления гостиницей, и номер блокируется до завершения работ. Пока в городе дефицит номеров, отсутствие каких-то технологических новшеств некритично, но как только появятся новые отели, Wi-Fi станет обязательным условием существования гостиницы. Свободу магазинам В сфере торговли беспроводные сети пока только начинают завоевывать место под солнцем. И хотя нередко выгода от использования Wi-Fi в торговле неочевидна простому покупателю, в этой отрасли эксперты прочат им большое будущее. Однако магазинов, применяющих Wi-Fi, не так много. , убежден, что это объясняется низким коэффициентом использования эксплуатируемого оборудования: Наиболее широко Wi-Fi используется в складском хозяйстве. Эксперты сходятся во мнении, что это единственная отрасль, в которой технологию оценили сполна. Беспроводные сети помогают ориентироваться на складе, формировать заказы — представить без них современный логистический терминал уже невозможно. Офисные недостатки Пожалуй, офис — самая спорная отрасль применения беспроводных технологий. Это та область, где вопросов временами больше, чем ответов, и хотя примеры офисного использования Wi-Fi появляются все чаще, споры вокруг технологии не утихают. Но пока специалисты ведут дебаты, компании тихонько голосуют рублем. По информации , спрос на офисные точки доступа постоянно растет. Если в прошлом году Wi-Fi-антеннами интересовались даже не каждый месяц, то сейчас продается несколько штук в неделю. Продажи компании D-Link в сегменте беспроводного оборудования за год выросли более чем на 100% — сообщил Игорь Гуляев. Но многие фирмы даже не рассматривают беспроводные решения. Чаще всего Wi-Fi используется в небольших офисах вместе с обычными проводами — там, где надо срочно расширить сеть, обеспечить связью ноутбуки топ-менеджеров, комнаты переговоров и т.д. Илья Крохалев, директор дизайн-студии D1.ru: Неоспоримое преимущество — возможность свободно передвигаться в офисе, сдвигать столы как нужно, не оглядываясь на розетки. Кроме удобства, для многих важна стоимость решения при использовании беспроводной технологии. Евгений Парамонов, начальник отдела ИТ ТС «Монетка»: Нам нужно было подключить в бухгалтерии 25 компьютеров, небольшой опыт работы с Wi-Fi у нас уже был. Когда мы просчитали варианты, оказалось, что беспроводная сеть еще и дешевле почти на 50%, а той скорости, что она дает, нам вполне достаточно. Алексей Максимов, руководитель направления глобальных вычислительных сетей компании «Оптивера», подчеркнул, что стоимость беспроводных локальных решений может быть как выше, так и ниже цены обычной СКС, все зависит от требований, предъявляемых к сети. Несмотря на явные плюсы — мобильность, простота установки, — у беспроводных сетей есть ряд недостатков и ограничений. Во-первых, безопасность. Часто это единственный вопрос, на который нужно ответить, чтобы согласовать появление хот-спота с руководством компании. Если существуют довольно жесткие требования к надежности и скорости передачи данных, то беспроводные технологии проигрывают. Однако с этим согласны далеко не все игроки рынка. Специалисты не устают работать над усовершенствованием этой защиты. Однако когда в конце прошлого года менеджеры одной из фирм — поставщиков оборудования проехали с ноутбуком по ул. Малышева, из 10 Wi-Fi-сетей, найденных ноутбуком, вошли в семь. Люди не озаботились даже постановкой пароля на вход в сеть, и все усилия вендоров по укреплению безопасности, шифрованию и т.д. пошли прахом. Нередко проблема с безопасностью упирается в неграмотность установщиков, которые запускают систему в открытом для всех режиме. Кроме того, необходимо учитывать скорость передачи — почти все стандартное оборудование работает на 54 Мбит/с. Пропускная способность падает пропорционально нагрузке на хот-спот. Стоимость беспроводных решений постоянно снижается, и одновременно растет их пропускная способность. А это значит, что открывается возможность для новых сервисов через Wi-Fi, например для телефонной связи. Многие смотрят на технологию как на перспективу развития своей IT-инфраструктуры. По словам Ольги Сергеевой, коммерческого директора регионального представительства корпорации «Бизнес-Мастер СНГ», беспроводная сеть — это следующий этап развития их корпоративной сети. |
|||||||||||||||||
(c)2005-2015"СБА" Все права защищены. г. Москва, г. Екатеринбург | Создание сайта: СБА | ||||||||||||||||
тел. +7(343)257-08-30 |